Новости
25 марта 2021 09:24
об организации приема в первый класс в 2021-2022 учебном году
об организации приема в первый класс в 2021-2022 учебном году
11 марта 2021 11:44
Как устроить ребенка в детский сад?
Листовки "Как устроить ребенка в детский сад?"
13 января 2021 11:57
Внимание изменилась стоимость питания одного ребенка в день с 11.января 2021 года

Архив новостей

Образовательные стандарты

Главная / Сведения об образовательной организации  / Образовательные стандарты

Нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС ДО

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Понятие ФГОС

(англ. standart – норма, образец) – «образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними др. подобных объектов»

«Стандарт – комплекс норм, правил, требований, которые устанавливаются на основе достижений науки, техники и передового опыта; минимальные требования (к продукции), устанавливаемые с целью защиты здоровья и безопасности потребителей; гарантии – условия и механизмы, обеспечивающие беспрепятственное пользование правами и их всестороннюю охрану»

Стандарт в образовании должен выступать гарантией конституционного права российского гражданина, права любого человека на качественное образование.

ФГОС - система основных параметров, которые принимаются в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.

·       ФГОС ДО

·       Письмо Минобрнауки РФ и Департамента государственной политики в сфере общего образования от 13 января 2014 года № 08-10
13.01.2014 08-10 Третьяк (102,00kb)

·       Комментарии к ФГОС ДО от 28 февраля 2014 года
 Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 февраля 2014 г. № 08-249 Комментарии  (15,36Mb)

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ МИНОБРНАУКИ

Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. 

Методические рекомендации Минобрнауки (2,63Mb)

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО

В соответствии с письмом Минобрнауки России и Департамента государственной политики в сфере общего образования от 10.01.2014 № 08-10введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО), предполагает организацию соответствующих мероприятий по разным направлениям, среди которых информационное обеспечение введения ФГОС ДО.

На уровне дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) данное направление может включать следующие мероприятия:

  • размещение на сайте ДОО информации о введении ФГОС ДО;
  • информирование общественности о ходе и результатах данной деятельности педагогического коллектива;
  • проведение родительских собраний с родителями (законными представителями) обучающихся с целью ознакомления с ФГОС ДО;
  • изучение общественного мнения (родителей (законных представителей) обучающихся) по вопросам введения ФГОС ДО;
  •  создание банка полезных ссылок, оформление странички на сайте ДОО;

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС

Методические рекомендации Минобрнауки  Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.
ISBN 978-5-85630-100-6
Сборник подготовлен в рамках проекта Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 гг. «Апробация и внедрение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, включая разработку учебно-методического обеспечения его введения».
Представлены материалы для педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей дошкольников по созданию оптимальных условий для эффективного решения воспитательно-образовательных задач при работе с детьми дошкольного возраста в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, склонностями и способностями с ориентиром на творческий потенциал каждого ребенка. В данные методические рекомендации включено выборочное аннотированное описание информационно-образовательных ресурсов развивающего, развлекающего и коррекционного характера, предназначенных для детей дошкольного возраста.
Одобрено ФГАУ «ФИРО» в качестве учебно-методического пособия для руководителей и педагогов системы дошкольного образования РФ, студентов учреждений СПО и ВПО педагогического профиля, слушателей курсов повышения квалификации. рекомендации (3724 Кб)

 

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО

Требования к квалификации педагогических работников дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации") право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Согласно п. 3.4.1 Федерального государственного образовательногостандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО), реализация программы обеспечивается руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными, административно-хозяйственными работниками организации.

Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н (далее – ЕКС).

Важно

Следовательно, и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», и ФГОС ДО устанавливают, что требования к квалификации педагогических работников определены в ЕКС. Педагогические работники, реализующие программу дошкольного образования, должны соответствовать этим требованиям.

В соответствии с п. 3.4.2 ФГОС ДО педагогические работники, реализующие программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей, обозначенными в п. 3.2.5 ФГОС ДО.

Согласно п. 3.2.5 ФГОС ДО условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

1) обеспечение эмоционального благополучия через:

– непосредственное общение с каждым ребенком;

– уважительное отношение к каждому ребенку, его чувствам и потребностям;

2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

– создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

– создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

– недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.);

3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

– создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в т. ч. принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в т. ч. ограниченные) возможности здоровья;

– развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

– развитие умения детей работать в группе сверстников;

4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности, через:

– создание условий для овладения культурными средствами деятельности;

– организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

– поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

– оценку индивидуального развития детей;

5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в т. ч. посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

ЧТО ВХОДИТ В ПОНЯТИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ?

 В соответствии со ст. 197 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ работники имеют право на подготовку и дополнительное профессиональное образование.

В п. 2 ч. 5 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) установлено право педагогических работников на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем раз в три года.Создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников относится к компетенции образовательной организации.Таким образом, по закону работники должны получать дополнительное профессиональное образование. При этом обеспечение получения работниками дополнительного профессионального образования возлагается на работодателя. Для обеспечения права работников на дополнительное профессиональное образование необходимо определить, что именно входит в данное понятие.Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.Согласно ч. 2 ст. 76 Федерального закона № 273-ФЗ дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ: программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки.Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации (ч. 4 ст. 76 Федерального закона № 273-ФЗ).Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации (ч. 5 ст. 76Федерального закона № 273-ФЗ).Таким образом, к дополнительному профессиональному образованию можно отнести обучение работника на курсах повышения квалификации и на курсах профессиональной переподготовки.


ПОНЯТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Понятие профессиональной компетентности не имеет сегодня однозначной трактовки. Наиболее употребительным является представление компетентности как совокупности знаний и опыта, необходимых для эффективной профессиональной деятельности. При этом подчеркивается, что компетентность – это обладание определенными компетенциями, что вносит определенное разночтение в дефиниции конкретных компетенций и профессиональной компетентности в целом. Поскольку педагогическая деятельность имеет свои особенности и достаточно высокие требования ко многим сторонам личности педагога, изучению его профессиональной компетентности посвящены многие исследования. При этом справедливым будет заметить, что ни одно из авторских определений не может быть выбрано как основной, единственный ориентир в понимании сущности данного понятия. В обобщенном виде педагогическую компетентность можно представить как интегральное личностное образование, сущность которого состоит в системном единстве педагогических знаний, умений, опыта, свойств и качеств педагога, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность. Общепринятым при этом является представление о том, что профессиональная компетентность включает в себя набор общих и специальных компетенций. Компетенция (от лат. competere – соответствовать, подходить) – способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач. Для того чтобы понять, из каких элементов складывается сегодня содержание профессиональной компетентности педагога дошкольного образования, необходимо обратиться к действующим нормативным правовым актам, регламентирующим его деятельность, в частности: профессиональному стандарту "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)", утв. приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (далее – профессиональный стандарт педагога); федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО). Согласно п. 3.4.2 ФГОС ДО педагогические работники должны "обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей". Каковы же эти компетенции? В п. 3.2.5 ФГОС ДО даются некоторые указания на них, а именно, перечисляются условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста: обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям; поддержку индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.); установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в т. ч. принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в т. ч. ограниченные) возможности здоровья; развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников; построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и с более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности, через: создание условий для овладения культурными средствами деятельности; организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей; поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства; оценку индивидуального развития детей; взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в т. ч. посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. Таким образом, во ФГОС ДО перечисляются действия, которые должен выполнять педагог, но нет собственно компетенций, которые должны обеспечить выполнение этих действий.

Источник: http://www.resobr.ru/article/58472-professionalnaya-kompetentnost-pedagoga-doshkolnogo-obrazovaniya?utm_source=letternews&utm_medium=letter&utm_campaign=letternews_resobr.ru_newsdaily_16082016

 

ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО

 

В соответствии с письмом Минобрнауки России и Департамента государственной политики в сфере общего образования от 10.01.2014 № 08-10 введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО), предполагает организацию соответствующих мероприятий по разным направлениям, среди которых информационное обеспечение введения ФГОС ДО.

 

На уровне дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) данное направление может включать следующие мероприятия: размещение на сайте ДОО информации о введении ФГОС ДО; информирование общественности о ходе и результатах данной деятельности педагогического коллектива; проведение родительских собраний с родителями (законными представителями) обучающихся с целью ознакомления с ФГОС ДО; изучение общественного мнения (родителей (законных представителей) обучающихся) по вопросам введения ФГОС ДО; создание банка полезных ссылок, оформление странички на сайте ДОО; обеспечение публичной отчетности ДОО о ходе и результатах введения ФГОС ДО (включение в публичный доклад раздела, отражающего ход введения ФГОС ДО);

 

Кадровое: мониторинг степени готовности педагогических работников ДОО к введению ФГОС ДО; составление плана повышения квалификации руководящих и педагогических кадров в связи с введением ФГОС ДО; повышение квалификации педагогов в рамках системы внутренних методических мероприятий; информирование педагогов о возможности прохождения дистанционных курсов по вопросам введения и реализации ФГОС ДО; формирование рабочих групп для решения методических проблем, связанных с введением ФГОС ДО; определение наставников для молодых специалистов и др.

 

Организационное: обеспечение координации деятельности коллектива ДОО по введению и реализации ФГОС ДО; создание рабочей группы ДОО по введению ФГОС ДО (издание приказа о создании рабочей группы); определение функционала рабочей группы по введению ФГОС ДО; создание системы методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС ДО (проведение педагогического совета, инструктивно-методического совещания и обучающих семинаров по вопросам введения ФГОС ДО и др.); создание условий для участия педагогических работников ДОО в учебно-методических объединениях системы образования; изучение педагогами ДОО нормативных документов Минобрнауки России и материалов ФИРО по введению ФГОС ДО; разработку и утверждение плана-графика мероприятий по введению ФГОС ДО; сбор объективной информации о готовности ДОО к переходу на ФГОС ДО; предварительный анализ ресурсного обеспечения ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО; организацию процесса разработки образовательной программы ДОО в соответствии с ФГОС ДО; формирование сетевого взаимодействия по обеспечению преемственности начального и дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО; мониторинг и организацию отчетности ДОО по введению ФГОС ДО и др.

 

Методическое: создание механизмов подготовки, поддержки и сопровождения профессионального роста педагогических кадров в условиях введения ФГОС ДО; учет методических рекомендаций при разработке основной образовательной программы дошкольного образования ДОО, закупок для организации развивающей предметно-пространственной среды; корректировка разделов основной образовательной программы дошкольного образования с учетом базовой оснащенности развивающей предметно-пространственной среды ДОО; использование в практической деятельности сборников инструктивно-методических материалов, методических рекомендаций по вопросам введения и реализации ФГОС ДО; создание библиотеки методической литературы в соответствии с ФГОС ДО; проведение с педагогами ДОО консультаций, круглых столов, семинаров и прочих методических мероприятий по вопросам введения ФГОС ДО; обсуждение публикаций о введении и реализации ФГОС ДО в методических и периодических изданиях; отчет руководителя рабочей группы о переходе ДОО на ФГОС ДО и др.